Обзор RESIDENT EVIL 2

hypeorhateReview

Ремастеры — крайне спорная для игрового комьюнити тема. Они далеко не всегда “делают лучше”, да и не всем играм с прошлых поколений такая подтяжка к лицу. Очень часто банальное повышение разрешения, четкости текстур и смены освещения приводят к обратному эффекту, и престарелая классика начинает выглядеть даже хуже, чем раньше — слишком уж бросаются в глаза несовершенства и несоответствия современным графическим реалиям, которых раньше было просто не видно. Не говоря о том, что далеко не многие игры хорошо сохранились, и все еще играются на одном дыхании как раньше из-за архаичного геймплея и механик.

Одни игроки считают, что компаниям следовало бы уделять больше внимания новым франшизам и не тратить время на ископаемые, другие же годами и десятилетиями ждут возвращения тех самых любимых игр из детства, что подарили столько счастья и души. К счастью, и для одних и для других существуют ремейки, когда банальной подтяжкой дело не ограничивается, и игра получает заслуженную вторую жизнь с новой технологичной картинкой и современным приятным удобным геймплеем. За последние несколько лет мы получили совершенно изумительные Ratchet & Clank, Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, Shadow of the Colossus и Spyro Reignited Trilogy. И старая преобразившаяся классика получила заслуженное одобрение как преданных фанатов, так и новой широкой аудитории.

Фанаты серии RESIDENT EVIL/BIOHAZARD годами просили CAPCOM о ремастере одной из лучших частей культового зомби-хоррора о биологической угрозе. Фанаты были услышаны, благо японские издатели и разработчики достаточно легко соглашаются на воскрешение своей классики. И на этот раз CAPCOM с уверенностью пополнил список образцовых ремейков новым-старым RESIDENT EVIL 2. Ремейк, который стал даже больше, чем просто красивое возвращение классики, настолько глубокие и фундаментальные изменения претерпел оригинал 98го года. Оригинал, которому, к слову, в прошлом году исполнилось уже 20 лет (и удивительно, что выход обновленного RE2 слегка опоздал) стал не только законодателем жанра, но и послужил платформой для многих игр того времени (и не только в хоррор жанре).

Оригинальный RESIDENT EVIL 2 был разработан двумя культовыми японскими геймдизайнерами – Хидэки Камией и создателем серии Синдзи Миками, который впоследствии, после разработки Resident Evil 4, покинул CAPCOM и сейчас в своей студии Tango Gameworks занимается серией с очень похожей концепцией – The Evil Within. Камия и Миками работали в CAPCOM над такими культовыми, помимо RE, сериями как Devil May Cry, Dino Crisis и Onimusha. И все они, так или иначе, имеют родство с серией RESIDENT EVIL, так как были созданы практически на ее основе.

Сюжетно RESIDENT EVIL 2 98го года являлся прямым продолжением первой части и рассказывал о заражении целого американского города Раккун-Сити Т-вирусом, который в общем мог бы быть и лекарством, но имел побочные эффекты и под воздействием которого жители стали плотоядными зомби. За произошедшим вновь стояла крупная фармацевтическая корпорация Umbrella Corporation, одинаково хорошо разрабатывающая лекарства и продукты питания, и биологическое оружие, для последующих экспериментов и продажи военным.

По правде сказать, серия, на мой взгляд, никогда не отличалась особенно глубоким сюжетом отдельно взятых частей. И была интересна скорее своим сеттингом научных экспериментов с вирусами и биооружием, и сквозным сюжетом серии в целом. Сюжет же каждой игры был достаточно прост, незамысловат и каких-то глубоких откровений не предлагал, серия в основном славилась хоррором про выживание и геймплей. Так и во второй части RESIDENT EVIL сюжет рассказывает о двух главных героях – Леоне С. Кеннеди и Клэр Рэдфилд — попавших, по стечению обстоятельств, в один и тот же зараженный полицейский участок .

Леон — молодой полицейский, самый первый рабочий день которого явно не задался с самого начала, прибыв в Раккун-Сити на место службы, попадает в дождливый кишащий зомби город. Клэр – бойкая сестра главного героя первой части Криса Рэдфилда — полицейского из отряда S.T.A.R.S. Клэр прибывает в зараженный Т-вирусом Раккун-Сити в поисках старшего брата, ведь бойцы спецотрядов всегда такие потеряшки. На удивление быстро оценив ситуацию герои понимают, что теперь им, в общем-то, необходимо выбраться из города – и, по возможности, не мыча и не подволакивая ноги. Попутно героям предстоит разобраться с главным виновником начавшегося зомби-апокалипсиса и в прошлом руководящего научного сотрудника корпорации Umbrella, всю жизнь занимавшегося разработкой вируса G.

В целом ремейк сюжетно повторяет оригинал, за исключением некоторых моментов, касающихся сценария. Но дальше начинаются фундаментальные отличия от оригинала, делающие из ремейка оммаж к Resident Evil 4, а ведь в свое время именно кардинальные отличия между первыми 3 номерными частями и 4й частью привели к расколу фанатов серии и серьезному недовольству части из них. Да, речь несомненно идет о смене ракурса, камеры и превращении сурвайвл-хоррора с отрисованными 2D-задниками и фиксированной камерой в хоррор-боевик от третьего лица с камерой от плеча. Именно RE4 и выпущенный через пару лет после Gears of War популяризовали в свое время такой ракурс камеры и перспективу в экшнах. Новый RESIDENT EVIL 2 как раз получился некоей смесью классического первоисточника и четвертой (и, соответственно, последующих) части.

Геймплей, если не считать смену ракурса и свободный обзор, остался прежним. Главные герои – Леон или Клэр, в зависимости от выбранного сценария А или В – тщательно исследуют полицейский участок Раккун-Сити, расположенный в старом здании музея. Старинное здание представляет собой этакий пазл-головоломку на местности со множеством закрытых дверей и недоступных путей. Исследование и поиск специальных ключей и шифров к секретным проходам или же просто необходимых полезных предметов как раз и призваны сложить весь этот большой пазл воедино и продвинуться дальше, чтобы в конечном счете выбраться к чертям из обреченного города. Иной раз решение головоломок и нахождение странных “пиковых”, “червовых” и прочих ключей может показаться какой-то абсурдной идеей, особенно в условиях творящегося вокруг сочного зомби-апокалипсиса, но таковы условности серии Resident Evil и ее, скажем так, визитная карточка и фирменный стиль.

А чтобы исследование не казалось беззаботным и непринуждённым, полицейский участок, ставший во время пандемии убежищем (и не справившийся со своей новой задачей) заполнен бывшими сотрудниками департамента полиции Раккун-Сити. Голодными и пугающими. Без сомнений, зомби в новом Resident Evil — основное достоинство, которым, без преувеличения, CAPCOM может гордиться. Мало того, что зомби пугающе натуралистичные и жуткие, так они еще и великолепно анимированы и имеют очень крутую продвинутую зональную систему повреждений, основанную на вполне корректной, по игровым меркам, физике. Наверно еще никогда прежде в играх не было настолько смачной стрельбы по зомби и таких брутальных хэдшотов.

Но здешние зомби далеко непросто монстры, которых пускаешь в расход и забываешь, и RESIDENT EVIL 2 все-таки непросто экшн-шутер, а сурвайвл-хоррор. Патронов на всех местных обитателей не хватит совершенно точно. Многих зомби проще не трогать, обходя стороной, хотя они имеют свойство недолго, но с желанием, вас преследовать, переходя из одних комнат в другие. В итоге зомби, которые, к слову, имеют уникальную внешность, создают жуткую правдоподобную атмосферу и гнетущее чувство небезопасности. А с учетом постоянного необходимого бэктрекинга по полицейскому участку многие из них станут вашими спутниками по игре, и знать вы их будете чуть ли не в лицо. Можете, для разнообразия, например, придумать им имена или прозвища, сталкиваться в жутких темных безлюдных коридорах с ними придется довольно часто.

Со временем в полицейском участке, ведь зомби же точно было мало, появятся и другие обитатели, не менее колоритные. Культовые ликеры вернулись, сменив угловатую низкополигональную шкурку на современную и технологичную. Огромная доля жути и атмосферы в новом RESIDENT EVIL 2 достигается за счет по-настоящему современной визуальной части и отличного звукового сопровождения. Игра даже начинается крутейшим киношным интро — для понимания, насколько все серьезно (относительно оригинала) будет дальше. Сверхдетализированые модели обитающих в полицейском участке (и прилегающих к нему территориях) зомби и омерзительных монстров выглядят “сочно и вкусно”. Благодаря глубокому бинауральному звуку шарахаешься от любого шороха, скрипа или даже тяжелого дыхания главных героев. А приближающиеся из другого крыла полицейского участка звуки уверенных шагов неутомимого мистера Х могут еще долго преследовать в ночных кошмарах. Пугающая давящая атмосфера и напряжение будут сопровождать вас всю игру, где бы вы ни находились. В безмолвном дождливом Раккун-Сити страшно будет везде и всегда.

RESIDENT EVIL 2 – тот случай, когда ремейк уже сложно назвать просто ремейком. Это — совершенно другая игра, выполненная в иной форме и ином ключе, с серьезными сценарными отличиями, не дающая представления о том, каким же был оригинальный RE2, ни в визуальной, ни в геймплейной части. Более того, не имей новый RESIDENT EVIL 2 под собой классической основы и культового имени, он бы нисколько не воспринимался чем-то олдскульным и вызывающим чувство чего-то несовременного и устаревшего. Нет, RE2 – это абсолютно современная игра в жанре survival horror-action, подающая старые и, казалось бы, уже неудобные условности в лице некоторых архаичных механик таким образом, что воспринимается это скорее как дань уважения истокам жанра, чем что-то напрягающее, с чем приходится мириться на протяжении всей игры.

Возможно, от современного ремейка хотелось чуть более серьезных и логичных диалогов, и меньше какой-то наигранности и наивности во взаимодействии главных героев. Все-таки своей несерьезностью диалоги слишком контрастируют с происходящим вокруг и слегка портят атмосферу. Тоже касается и противоречащих друг другу сценариев А и В, события и действия которых казалось бы происходят параллельно и, в тоже время, местами логически сильно конфликтуют, приводя к абсурду в повествовании. В остальном же RESIDENT EVIL 2 удивительно хорош и как отличная самостоятельная игра, и как образец великолепного ремейка. А за такое удачное сочетание, еще и без участия создателей серии, CAPCOM несомненно достойны аплодисментов. Теперь же хочется верить, что современного переосмысления RESIDENT EVIL 3: Nemesis нам просто не избежать, вопрос только в том – как долго ждать?