Обзор Red Dead Redemption 2

hypeorhateReview

“They’re chasing us hard, because we represent everything that they fear.”

Каждая новая игра от Rockstar — это, без преувеличения, крайне ожидаемое событие. Событие, как правило, масштабное и грандиозное настолько, что способно легко и непринуждённо выбирать и расчищать себе любые удобные даты и сезоны для релиза (при этом по соседству останутся лишь единицы). За этим, как правило, следуют феерические продажи и аномально долгое пребывание в топах и чартах. Rockstar, пожалуй, одни из немногих, кому под силу что-то подобное. Магия релизов игр Rockstar с их правдоподобными открытыми мирами, переполненными социальной сатирой, даже не в какой-то инновационности и уникальности игровых механик, которые здесь едва ли можно найти, а в каком-то запредельном волшебстве и фантастической глубине проработки. На деле же волшебство оказывается просто безумным вниманием со стороны команды к каждой мелочи и детали, а магия – кропотливой работой сумасшедших специалистов над качеством и исполнением. И как бы вы ни относились к играм Rockstar, сложно отрицать, что это — тот редкий случай, когда разработчики каждой новой своей игрой действительно превосходят ожидания (они добились своей репутации и доверия, делая игры с большой буквы).

Отчасти такой в свое время оказалась и первая Red Dead Redemption, но только отчасти. Несмотря на всю эпохальность и значимость игровестерна Red Dead Redemption, то, как многие геймплейные механики и технические решения впоследствии оказали сильнейшее влияние на GTA 5 и Max Payne 3, и то, что многие до сих пор считают ее величайшей, у игры все же прослеживались серьезные проблемы. Если одни были в полном восторге, чувствуя под собой седло и приятную опасную прохладу револьвера на поясе, то другие засыпали на первых часах игры, и так и оставались навечно в прериях близ Армадилло, и уж совсем немногие добирались до Мексики.

Проблемы эти, в первую очередь, были связаны с чрезмерно скучным камерным повествованием и абсурдом в тех местах, где им было попросту не место — и это даже в сравнении с нарочито чернушной GTA, которая, скажем прямо, никогда и не была образцом гениального нарратива. Во вторую — солидных размеров мир игры, который не обделили приятными механиками и физикой, забыли наполнить соответствующим игровым контентом. Именно поэтому приквел игры, вышедшей без малого восемь лет назад, я ждал с некоторой осторожностью и скепсисом. Как оказалось — совершенно напрасно.

Red Dead Redemption 2 – игровестерн, а если быть точным, все таки пост-вестерн (даже если притягивать за уши, RDR2 выходит за все допустимые временные рамки классических вестернов) на стыке эпох. Времена, когда  архаичным стереотипам классического вестерна – ранчо, ковбоям, индейцам, ганслингерам, налетчикам и грабителям банков, дилижансам, салунам, трапперам и маунтинменам, да и всему американскому старому западу вместе с фронтиром суждено было окончательно исчезнуть перед индустриализацией и промышленной революцией. Распространение железных дорог и электричества, добыча и переработка нефти, мощное производство стали и машиностроение — во всей этой новизне и технологичности просто не осталось места ковбоям и налетчикам.

Картина с налетом бандитов на поезд превращается в отличную метафору, где грубая тупая сила сражается с тем, что не в силах остановить – прогрессом и цивилизованностью. На смену символам и классике вестерна про ганслингеров револьверу и винчестеру приходят современные автоматические магазинные виды оружия, а лошадям — автомобили. В новом мире просто не остается места беззаконию и хаосу, старым образам жизни и даже памяти о рабовладельчестве южан и призраках гражданской войны. Именно в этом кроется центральная мысль, и именно в такое время и происходят события Red Dead Redemption 2. Банда Ван дер Линде – не единственные беглецы от цивилизации и реалий, за которыми следуют по пятам федеральные агенты и пинкертонцы.

История игры повествует о неприкаянной банде беглецов грабителя-авантюриста Датча Ван дер Линде, пытающейся сбежать от закона и, в конечном счете, вляпывающейся в еще большие беды, из которых ей уже не суждено выбраться. Нам же отводится роль приближенного подельника Датча – Артура Моргана. Но главный герой здесь не только Артур Морган, как могло показаться, но и фактически вся банда Ван дер Линде, ставшая семьей. Члены банды Датча совершенно точно не положительные герои, но и откровенными отпетыми негодяями их назвать язык просто не повернется.

Живые колоритные персонажи — люди, которым сопереживаешь, с которыми появляется эмпатия. Их характеры, как и характер Артура, раскрываются на протяжении всей игры. Часть из них — строптивые дамочки-аферистки и мелкие сумасброды-проходимцы, другая же и правда бежит наперегонки с законом с петлей на шее. Очень быстро всех этих неудачливых “негодяев” начинаешь знать в лицо и запоминаешь по именам – семейство Марстонов, Хозия Мэттьюз, Сэди Адлер, Чарльз Смит, Мэри-Бэт, Хавьер, мисс Гримшоу, Ленни, Молли, Тилли, Билл, Карен, Пирсон, преподобный Суонсон, Дядюшка, Леопольд Штраусс, Киран Даффи и Мика Белл.

Оживляет весь этот разношерстный сброд крайне правдоподобное поведение и бесконечные контекстные разговоры и диалоги, которые игра, кажется, приготовила на все случаи жизни. А сам “плохой” хороший человек — Артур Морган, несомненно, стал лучшим протагонистом среди игр Rockstar, и одним из лучших среди игр вообще. Кажется, здесь Rockstar прыгнули выше своей головы, ведь их сюжеты и сценарии зачастую ассоциируются с современной социальной сатирой и чернушным, порой за гранью, юмором. Но Red Dead Redemption 2 хоть и не лишен сумасбродства и острых моментов, но все же имеет гораздо более серьезный тон и глубину, чем все предыдущие их работы.

Харизмой не обделен нетолько Артур Морган, но и все действующие лица, участвующие в сценарии. Есть настолько великолепно срежиссированные и эмоционально сильные моменты, что хочется просто поаплодировать. Как и в первой части, в игре присутствует система репутации. Согласно поступкам, Артур может быть отъявленным негодяем или же налетчиком, живущим по совести, помогая окружающим и не устраивая при этом бесконечные драки, перестрелки и хаос. Выбирая такой путь для Артура Моргана, мы получаем финал, вызывающий особенно яркие эмоции и чувства.

События игры, преследующие банду, толкающие все дальше с одного насиженного места на другое, происходят в одном из самых живых, безумно красивых и разнообразных открытых миров. Более того, с течением времени мир игры изменяется внешне, точнее не столько со временем, сколько с продвижением по основному сюжету. Строятся железные дороги, лесорубы вырубают целые леса, горожане отстраивают дома и фермы, появляются даже целые ранчо, а какие-то, наоборот, приходят в запустение. И на деле это выглядит также грандиозно, как и звучит. У игры просто фантастическое техническое исполнение. Объемное освещение, скринспейс и волюметрик эффекты, физически-корректное рассеивание частиц, постпроцессинг и другие никому не нужные слова и термины, которые точно никаким образом не передают то, что просто необходимо созерцать лично.

Естественно, все эти технические и технологические изыски стоят каких-то безумных денег и дополняются сумасшествием самих разработчиков, ответственных за визуальную сторону RDR2. Но главное, что в итоге мы имеем в Red Dead Redemption 2 сногсшибательную картинку, от которой отвисает челюсть, с проработкой и детализацией уровня самых кинематографичных линейных игр, которая не стесняется затыкать их за пояс и быть при этом, черт возьми, игрой в открытом мире. Все это сопровождается плавными, естественными анимациями, доведенными до уровня то ли фетиша, то ли маниакальной одержимости – анимировано в игре буквально все.

Складывается ощущение, что Рокстар просто упивались натуралистичностью и превосходством своих аниматоров, когда делали анимацию всего и вся — от заряжания патронов в револьверы до анимации зверей. Лошади покрываются потом, от них идет пар на морозе, одежда пачкается (и не просто пачкается, а делает это по физическим законам) — и таких деталей уйма. В игре дорогой звук, то есть не просто дорогой, а дико дорогой глубокий объемный звук. Можно пересчитать по пальцам игры, которые звучали бы не хуже. Звучит в игре абсолютно все. Ежесекундно сцена наполнена каким-то запредельным количеством уникальных легко читаемых, не сливающихся в кашу звуков. О технической стороне Red Dead Redemption 2 можно говорить (и восхищаться ей) просто бесконечно. Игра выглядит и звучит просто фантастически (по крайней мере, на Xbox One X).

Из-за всего этого Red Dead Redemption 2 – игра, в которой хочется просто разбить лагерь где-нибудь в лесу или на берегу озера, покормить лошадку овсяным печеньем, ловить рыбу, безмятежно слушая природу и лопая консервы. Словно траппер-маунтинмен уйти в горы за мехом и мясом для вяленья от всей этой никому не нужной городской суеты и злосчастной смердящей сталью, копотью и машинным маслом индустриализации. А охоту на здешнюю живность вполне можно продавать отдельно, как симулятор охоты, настолько натуралистично все выполнено. То же справедливо и для рыбной ловли.

Red Dead Redemption 2 — это одна из тех иммерсивных игр и интерактивных экосистем с глубочайшим погружением и возможностями, каждая минута пребывания в которой дает безумное эстетическое удовольствие. Но в какой-то момент всю идиллию дикого кемпинга в живописной глуши нарушают приближающиеся с завидной настойчивостью недружелюбно настроенные красные точки на мини карте. И ты начинаешь что-то припоминать о том, как Артур слегка повздорил с местными в салуне Валентайна, и три сотни северо-американских долларов награды за голову вполне могут быть оправданием интереса баунти-хантеров.

Но разве Артур Морган был виноват в том, что хмурые неотесанные болваны у салуна перегнули палку и не смогли держать язык за зубами, а шляпа (уникальная! между прочем) одного из них вдруг оказалась весьма впору Артуру, и что “пАртнэры” неотесанного ковбоя все же первые начали хвататься за револьверы, да и шериф почему-то оказался не в восторге от происходящего “кантри-фестиваля”.

В Red Dead Redemption 2 начинаешь находить для себе странные занятия. Например, коллекционировать шляпы, породистых лошадей, золотые самородки и коллекционные тематические карточки из пачек премиальных сигарет. Вы в тысячный раз будете колоть дрова, носить сено лошадям, занимаясь повседневным трудом по обустройству лагеря банды. Устраивать пьянки в салунах и слушать песни у костра в лагере. Перегонять не совсем честно позаимствованную говяжку, конокрадствовать и вообще, как и положено на диком западе, зарабатывать себе не на одно повешение за шею.

Все эти мелочи сделаны не просто так. Вы начинаете обращать на них все больше внимания, даже бессознательно, настолько тут проработана каждая деталь, которая добавляет натуралистичности и эстетики в общую картину Red Dead Redemption 2. И Red Dead Redemption 2 просто берет вас “живым или мертвым” и ей совершенно не важно, удобно вам, хотите ли вы часами ехать куда-то на лошади и слушать бесконечные диалоги.

Далеко не всем подойдет такой глубокий аддиктивный игровой процесс и размеренный неторопливый темп, но иначе и смысл сверхдетализации и мелочей попросту теряется. Все это не оценить на ходу, сломя голову пробегая миссию за миссией. Этим следует размеренно наслаждаться. Глубина и наполнение игры будут всецело зависеть от готовности полностью погрузиться в исследование. Red Dead Redemption 2 требует к себе значительно больше внимания, чем среднестатистический сезонный ААА-блокбастер, и не допускает поверхностного отношения. Отчасти в этом и есть история и быт банды беглецов-неудачников во главе с идеалистом-фантазером, у которого всегда есть план.

Может показаться, что Red Dead Redemption 2 — идеальная игра, но, о нет, это далеко не так. Великолепное киношное повествование здесь соседствует с очень странным дизайном миссий. Я бы сказал, прямиком из игр Рокстар 2010-х. Постоянные загрузки с чекпоинта тут происходят не потому, что вы сделали что-то не так, а потому, что в сюжетных миссиях игра просто жестко и ультимативно не позволяет вам ступить и шага в сторону, из-за чего вы постоянно возвращаетесь к последней точке сохранения в полном недоумении. Игра нисколько не поддерживает вашу креативность и фантазию в сюжетных заданиях, нет, вы просто обязаны проходить так, как решила игра, иначе все просто ломается.

Более того, чаще всего игра даже не дает понять, что вы делаете что-то не то в конкретный момент, но в другой ситуации все может быть иначе и игра не обращает внимания на ваши вольности. Это контрастирует с самой сутью игры – с, казалось бы, полной свободой и детально проработанным открытым миром с кучей механик, толкающих на эксперименты, как в какой-нибудь The Legend of Zelda Breath of the Wild. В игре также множество одноразовых механик, которые встретятся вам от силы раз за всю игру. С одной стороны, это идет на пользу разнообразию, все той же проработке и детализации мира, а с другой — перегружает итак не самый поворотливый геймплей и управление. А многие миссии, в том числе и основные сюжетные, к величайшему сожалению, в конечном итоге сводятся к крупной перестрелке, а это — просто преступление в настолько глубоко нарративной игре.

Фантастическая музыка и звук, всеобщая безупречная эстетика и атмосфера, драматические, и даже трагические моменты. Во всем этом есть такая дикая глубина и эмоции, что в иные моменты просто комок к горлу подкатывает сам собой и скупая слеза вот-вот готова скатиться по щеке. Red Dead Redemption 2 — это синергия, квинтэссенция, называйте как хотите, колоссального бюджета, безумного таланта, творчества, невероятного труда и времени сотен и тысяч профессионалов в продакшене, которые сошлись воедино, в, скажем прямо, далеко не самом популярном сегодня жанре только для того, чтобы рассказать нам историю. Историю живую и настоящую, душевную историю, в которую веришь и которой не получается не сопереживать. Это игра, в которой сочетаются книжная глубина и захватывающая кинематографичность.

У Red Dead Redemption 2 есть одна очень серьезная проблема – после нее совершенно невозможно воспринимать первую часть в качестве продолжения истории остатков банды Ван дер Линде, она просто не укладывается в эмоционально безупречный нарратив и запредельное исполнение приквела. Red Dead Redemption 2 — вновь единственный достойный игровой поствестерн и уже, вероятно, недостижимый. Звание игры года для Red Dead Redemption 2 слишком сиюминутное и незначительное – для игры, которая будет ассоциироваться с этим поколением консолей и займет свое место среди лучших из лучших. Многие бы наверняка хотели если не повторить успех RDR2, то хотя бы приблизиться к нему, но для этого, скорее всего, нужно быть просто “рок-звездами”.

«We’re thieves in a world that don’t want us no more.»