Обзор MARVEL’s SPIDER-MAN

hypeorhateReview

«Джей Джона Джеймсон: Кое-кто называет меня ворчуном. Якобы я только критикую Человека-Паука, не предлагая ничего сам. Так вот вам мое предложение. СНИМИ МАСКУ! Поступи в полицейскую академию! Носи жетон! И тогда лови любых преступников, а я буду петь тебе дифирамбы в этом самом шоу!»

Человек-Паук — один из самых популярных, узнаваемых и коммерчески успешных образов супергероев на протяжении вот уже более, чем полувека, причем нетолько в среде любителей комиксов, но и уже далеко за ее пределами. За время существования герой комиксов в красно-синих (и нетолько) супергероейских лосинах обрел свое телевизионное воплощение (в основном — в многочисленных мультсериалах, часть которых вполне тянет на культовость) и успешно обосновался в высокобюджетном кинематографе.

Ну и, конечно, не обошел дружелюбный сосед-паучек стороной и игровые адаптации – по вселенной Человека-Паука вышел не один десяток игр для, наверное, всех возможных игровых устройств разных поколений и эпох.  Ситуация с играми о Спайдер-Мэне напоминает то, что происходит с кинофильмами по франшизе – уже третий перезапуск за последние полтора десятка лет. Качество многих игр, конечно, оставляло желать лучшего – некоторые просто имели не очень высокое качество, другие же представляли собой приуроченные к выходу кино адаптации, также имевшие не самые лучшие реализацию и воплощение.

Качество в целом долгое время было серьезной проблемой игр про супергероев, приуроченных к выходу какой-либо кинофраншизы. Только относительно недавно, благодаря небезызвестной серии игр, которой предоставилась возможность навсегда изменить сложившуюся ситуацию, и компании ее разработавшей, игры про супергероев превратились в полноценное развлечение без каких-либо “Но”. Конечно, раньше также встречались по-настоящему хорошие и душевные игры про Человека-Паука, оставившие в памяти фанатов очень теплые воспоминания.

Наконец, в 2016 году на E3 Sony Interactive Entartainment коротким крайне впечатляющим трейлером анонсируют Marvel’s Spider-Man, разрабатываемую Insomiac Games эксклюзивно для платформы PlayStation 4. Все в восторге и затаили дыхание в ожидании. Многие, правда, были удивлены выбором разработчика для новой игры о Человеке-Пауке. Ранее Insomniac, не являясь внутренней студией Sony, трудились в основном для платформы PlayStation и выпустили такие культовые серии игр как Spyro, Ratchet & Clank и не до конца оцененный Resistance. И все почему-то забывали, что Insomniac Games причастны к также недооцененной и очень неплохой Sunset Overdrive для платформы от Microsoft.

В итоге у команды Insomniac уже была основа и опыт работы над играми в открытом мире с крепкой механикой и геймплеем очень и очень подходящими для игры про супергероев. Вполне вероятно, не будь в портфолио Insomniac Games Sunset Overdrive, MARVEL совместно Sony не предоставили полную творческую свободу (сделаем вид, что поверили в предоставленную мегакорпорациями добра полную свободу при работе с одной из самых популярных и дорогих лицензий, дабы сохранить флер дружелюбия и уюта) студии в разработке Marvel’s Spider-Man. В целом, при всем восторге и предвкушении появления еще одной крупной супергеройской ААА-игры, сохранялся и некий скепсис, отчасти подтвердившийся с релизом.

Insomniac Games демонстрируют нам свое видение и свою уникальную историю о Человеке-Пауке со стороны обычного человека с реальной, не супергеройской жизнью. История получилась со своими необычными таймлайнами (многие канонические злодеи еще не стали тем кем должны стать), а также вобрала в себя многие моменты и черты как комиксовой базы так и киноверсий — трилогии с Тоби Магуайром от Сэма Рэйми и дилогии с Эндрю Гарфилдом от Марка Уэбба. При этом Insomniac не начинают с азов, известных наверно даже людям далеким от комиксов о Человеке-Пауке, и не рассказывают в миллионый раз о сироте, воспитываемом тетей и дядей, подрабатывающим фотокореспондентом издания Дейли Бьюгл, о радиоактивном пауке и свалившихся на голову подростка-неудачника невероятных суперспособностях.

Напротив, в Marvel’s Spider-Man Питеру Паркеру уже за двадцать, он известный супергерой, отправивший далеко не первого суперзлодея и бандитскую шайку за решетку тюрем Райкерс и Рафт, и вот уже восемь лет стоящий на страже Нью-Йорка. К слову, Питер Паркер действительно борется со всей доступной преступностью в Нью-Йорке, и, в отличии от остальных супергероев, слишком пафосных для спасения всего лишь одного Манхэттена, добродушный паучек готов и обычных грабителей магазинов схватить, и помочь бездомному в поиске улетевших домашних голубей. Не Мстителям же, в конце концов, снимать котов с деревьев.

В реальной жизни Человек-Паук – простой парень с очень обычными человеческими проблемами. Недавнее расставание с Мэри Джейн, помощь тете Мэй в приюте для бездомных, задолженность по аренде, не самая оплачиваемая работа, которую он вот-вот может потерять. Питер больше не работает в еженедельной Дэйли Бьюгл Джея Джоны Джеймсона фотографом. Теперь Паркер применяет свои гениальные научные таланты в крохотной лаборатории доктора отто Октавиуса, где они вместе работают над протезированием и “уже скоро” должны добиться впечатляющих результатов. При этом дела у так называемой “Октавиус Индастриз” идут не лучшим образом. Существование лаборатории целиком и полностью зависит от грантов, получаемых от Озкорп Индастриз, которая из последних сил сдерживается, чтобы не закрыть бесполезное предприятие.

Конец относительно спокойной жизни Человека-Паука, а с ней и всего Манхэттена, наступает вместе со штурмом полицией башни Уинстона Фиска (Кингпина) – подпольного хозяина всего мафиозного мира Нью-Йорка и одного из самых влиятельных людей впринципе. Ареста Фиска Питер Паркер ждал долгие годы и просто не мог не прийти на подмогу полиции. После ареста Кингпина, по сути контролировавшего весь преступный мир, оставшаяся без чуткого руководства криминальная сторона Нью-Йорка проявилась во всей красе. Бесконтрольная банда Уинстона Фиска начала бесчинстовать по всему городу. Кроме того, оставшись без Фиска, разрозненные подручные Кингпина сильно потеряли во влиянии над городом, чем не могли не воспользоваться другие известные суперзлодеи в своих коварных целях.

И чем дальше развивается сюжет, тем сильнее становится накал происходящего. Игра набирает темп, а в общий адский котел добавляются все новые и новые действующие лица и злодеи. Объявляется зловещая шестерка и демоны Мистера Негатива, мэр Норман Осборн нанимает частную армию Серебряного Соболя (не лучшая, скажем прямо, идея) для своей охраны и восстановления порядка в городе. В итоге в Нью-Йорке начинается натуральная война банд. Сюжет в MARVEL’s Spider-Man -несомненное достоинство. В нем нет никаких откровений или чего-то сверхъестественного, но количество действующих лиц, сюжетных арок, отсылок, общая кинематографичность и постановка оставляют очень хорошее приятное впечатление.

Отдельное удовольствие для любителей супергеройской тематики, сериалов и кино, конечно же, отсылки к известным героям. А ради чего еще играть в игры о супергероях, если не из-за фансервиса? Самих героев встретить не удастся, но вот вещи или достопримечательности, связанные с ними — пожалуйста. В виртуальном Манхэттене можно найти, помимо реальных достопримечательностей, башню Мстителей, Санктум Санкторум – особняк Доктора Стрэнджа, посольства скрытой Ваканды и восточно-европейской Симкарии, детективное агентство Джессики Джонс и адвокатскую контору того слепого юриста Мэтта Мердока Сорвиголовы.

В плане механик и геймплея Spider-Man получился опен-ворлд игрой с устоявшейся концепцией – несколько основных отточенных геймплейных механик, кинематографичная зрелищная сюжетная линия и сторонние активности в открытом мире. И скепсис вызывало именно последнее – каким будет реализован открытый мир. Получится ли у студии Insomniac Games живой  и детально проработанный интерактивный мир, и не останется ли он просто скучной невероятно красивой декорацией, как уже не раз было со многими опен-ворлд играми. У Insomniac действительно получилась невероятно красивая декорация, одновременно напоминающая города из Infamous: Second Son от Sucker Punch и Sunset Overdrive от самих же Insomniac.

Это — самый детализированный и проработанный виртуальный мегаполис таких размеров и масштабов. Улицы полны прохожих, активно реагирующих на появление Питера в костюме паука, автомобили собираются в пробки (пусть и не такие масштабные, как в действительности), на дорогах работают городские службы, над городом летают вертолеты и пассажирские авиалайнеры. Жизнь кипит в виртуальном Нью-Йорке. Каждую минуту в поле зрения что-нибудь происходит, а картина в целом всячески старается казаться живой и натуралистичной. Манхеттен выглядит просто фантастически, в особенности на закате и на рассвете. С точки зрения арта и дизайна, мегаполис в MARVEL’s Spider-Man выполнен эстетически и визуально просто бесподобно.

При всем этом, возвращаясь к изначальному скепсису, мир игры вышел заурядным. Несмотря на все визуальное его великолепие и то, что это крутая внешне живая декорация, смысловое наполнение города сторонними активностями очень заурядное и отчасти рутинное. Открытый мир использует архаичные механики, от которых мэтры жанра опен-ворлд отказались и над которыми всячески самоиронично подшучивают (Ubisoft и вышки) уже несколько лет. А большая часть сторонних активностей сводится к монотонной зачистке улиц от преступности – банд Фиска, демонов Негатива, заключенных из Райкерс и наемников-головрезов Серебрянной Соболь. Играя, очень быстро становится понятно, что красивейший виртуальный Нью-Йорк в Spider-Man — просто площадка для геймплейных супергеройских механик, а интерактивность города, на самом деле, очень условная. Для кого-то это может оказаться серьезным минусом, но, в целом, декоративность мира не мешает самому главному, что есть в новом Spider-Man – паучьему геймплею.

Именно геймплей в Человеке-Пауке с первой же секунды вызывает неподдельный восторг, когда Паркер выпрыгивает из окна своей комнатушки и устремляется к башне Уилсона Фиска. Роскошные полеты на паутине по Нью-Йорку, их реализация, физика, динамика и ощущение скорости – то, за что новому Человеку-Пауку можно простить все, ну или почти все. Механика и физика паутины — это что-то из разряда фантастики. В любой момент она представляет собой физический объект, совершенно корректно взаимодействующий с окружением. Страшно представить, сколько Insomnaic потратили времени и ресурсов на ее великолепную реализацию, чтобы в любой момент вы, как настоящий супергерой, могли сорваться с места и под пафосно киношный саундтрек отправиться на борьбу с преступностью.

Помимо паутины Marvel’s Spider-Man может похвастаться совершенно крутой боевкой, любезно позаимствованной у Rocksteady и их летуче-мышиной серии Arkham. Серию про Бэтмена боевая система в Человеке-Пауке напоминает, начиная от концепции рукопашных сражений с использованием разнообразных гаджетов, взятой один в один, и заканчивая практически идентичным набором базовых противников. Но что действительно отличает две боевые системы, так это исполнение — то с чем у Rocksteady все три игры были серьезные проблемы. В частности, речь идет о физике и анимациях (ох уж эти стокилограммовые готэмские уголовники с физикой мешков с пониженной гравитацией и дикие неестественные кульбиты бэтса). И там, где у Rocksteady все плохо, у Insomniac все на совершенно ином качественном уровне. От плавных естественных анимаций, боевой хореографии и приемов паука просто сложно оторвать глаза.

В итоге, если говорить о механиках и геймплее, Marvel’s Spider-Man просто идеальная игра для режима “Новая игра+”, когда специально отвлекаться на зачистки улиц от преступности уже незачем, и можно просто красиво играть, наслаждаясь изобретательной зрелищной боевой системой, используя все костюмы и гаджеты, без необходимости упорным рутинным трудом их открывать. Определенно, Spider-Man сложно рекомендовать людям с острой непереносимостью рутины и механического гринда в октрытом мире, потому как обойти его стороной в любом случае не выйдет — слишком многое в игре с ним плотно связано.

Совершенно точно можно сказать, что MARVEL’s Spider-Man — лучшая современная игра про Дедпула Человека-Паука, что достаточно просто, учитывая качество игр о Спайди (от студии Beenox, например) и игр для мобильных платформ, вышедших за прошедшие годы. Возможно, именно красивый зрелищный Marvel’s Spider-Man станет началом отличной новой игровой серии от Insomniac Games о добром соседе-паучке — Питере Паркере, а, может быть, и не только о нем. И сама игра на это намекает, и комиксовая основа даст развернуться. Развивать возможную серию в подобном кинематографичном приключенческом ключе точно будет куда, благо и подсмотреть все еще есть у кого. А является ли новый Spider-Man лучшей игрой о супергероях в целом – вопрос, который может вызвать множество горячих обсуждений и споров, и непросто так.

«Джей Джона Джеймсон: Пометьте этот день в календарях, потому что я скажу кое-что, чего никогда не думал вам сказать: Человек-Паук — молодец. Значит ли это, что я ошибался? Извиняюсь ли я? НИ ЗА ЧТО!»