Обзор Assassin’s Creed Odyssey

hypeorhateReview

“В этом мире нет неверных путей и решений – главное кем ты хочешь стать”.

С самого анонса на Е3 2018 Assassin’s Creed Odyssey преследовали сравнения с предшественницей в лице Assassin’s Creed Origins и титул чуть ли не дополнения к ней. Доводы у части геймерского комьюнити были соответствующие – слишком похожий античный сеттинг, схожая визуальная сторона, почти не изменившиеся боевая система и механики, и, как и в Истоках, фактическое отсутствие “главного в серии” – ассасинов. Сравнения, надо признать, достаточно надуманные, если учесть разницу во времени и месте действия – между событиями Истоков и Одиссеи четыре сотни лет. Примерная разница, как если бы речь шла о событиях самой первой части Assassin’s Creed и Assassin’s Creed II. Вся схожесть сводится лишь к тому, что в Египте к тому времени сильно было влияние греческой и римской культуры, соответственно античные храмы, прекрасные статуи, искусство и прочие “колонны” в том числе и из Древней Греции. В действительности же речь идет о двух совершенно разных играх — с разным подходом, концепцией и общим тоном.

Разработчики из Ubisoft Quebec, ответственные за развитие идей, заложенных еще в Assassin’s Creed Origins, продолжительное время перед релизом “объясняли”, чем же на самом деле является Одиссея и почему, по мнению Ubisoft, ее можно считать полноценной Action-RPG с большой буквы. Конечно, забегая вперед, настоящей RPG Assassin’s Creed Odyssey, при всем старании, не стала, но очень и очень успешно прикидываться ею Одиссея все же смогла. Более того, Assassin’s Creed Odyssey, продолжая начинания Истоков, переняла многие элементы современных именитых представителей жанра экшн-РПГ, заслуживших славу и место в пантеоне лучших, и удачно вписала их в свою концепцию и рамки привычного для серии стелс-геймплея. В многочисленных видео-дневниках и трейлерах Ubisoft Quebec, в рамках RPG-составляющей, главным образом настаивали на центральной идее Одиссеи – повсеместной возможности выбора. Наверное, главное, но далеко не единственное, нововведение и отличие Assassin’s Creed Odyssey от остальных частей серии, действительно приближающее ее к ролевым играм. Выбор начинается еще до начала игры, когда Одиссея предлагает двух главных героев на выбор – спартанских наемников, брата и сестру, внуков царя Леонида — Кассандру и Алексиоса. Не первый случай в серии, когда нам приходилось играть за двоих персонажей — брата и сестру, однако, в отличие от Assassin’s Creed Syndicate выбор персонажа в самом начале Odyssey окончательный (переключиться на другого героя возможности уже не будет).

Затем игра предлагает выбрать сложность и режим исследования мира игры. В Assassin’s Creed Odyssey, в режиме “Исследователь” словно в старых, нет, даже скорее очень олдскульных ролевых играх предстоит находить цель своих заданий в открытом мире по описанию места и подсказкам, полученным из информации от NPC. Никаких изначальных маркеров на цели и тщательное исследование карты мира – таким представляется новый режим игры. Нет, конечно, шанс застрять практически невозможен, сейчас все-таки не начало-середина двухтысячных, и игра просто не позволит игрокам заскучать или потеряться в утомительных поисках своей цели, но подобный подход вносит в серию Assassin’s Creed нескучное и увлекательное исследование. Не зря же игра носит гордое название “Одиссея”. Было бы удивительно, если одна из центральных тем игры – странствия и приключения – была реализована скучно. Нет, с Одиссеей все в полном порядке — героических странствий и приключений на море и суше в течение игры будет более чем достаточно.

На этом возможности выбора не заканчиваются, это было бы слишком просто и точно не достаточно, чтобы называться “полноценной” ролевой игрой. Выбор будет преследовать одного из главных героев (Кассандру или Алексиоса) на протяжении всего сюжета Одиссеи и может сказаться на финале одной из основных сюжетных линий весьма сильно. Причем решения, принятые вами, могут иметь как сиюминутные и незначительные последствия для окружающих, и вы получите быстрый эмоциональный опыт, так и далекоидущие (десятки часов) и совершенно неочевидные серьезные последствия, подчас уже необратимые. Но как бы красиво ни звучало предрелизное “Выбирайте, кем хотите стать и вершите судьбу всей Греции” — заявление это все же не до конца правдиво и финал у Одиссеи все-таки один. Вершить судьбу хозяин/хозяйка орла может разве что своего ближайшего окружения и тех жителей Греции, кому посчастливится или нет пересечься со спартанскими полубогами.

Действие сюжета Assassin’s Creed Odyssey, происходящего на территории Древней Греции за четыреста лет до событий египетских Истоков, начинается в самом начале Пелопоннесской войны в 431 году до н. э. Античная Греция разделилась на два враждующих союза – Делосский и Пелопоннесский. Вражда союзов основывалась на конфликте политических интересов и взглядов на устройство государств. Морской Делосский союз во главе с Афинами выступал за демократический строй, в то время как Пелопоннесский союз во главе с милитаристской Спартой и властью в руках правящей олигархии был несколько против модной трендовой афинской демократии. Естественно, Ubisoft талантливо и, как всегда, органично добавляет в историческое событие художественного вымысла и вот за Пелопоннесской войной, враждой союзов и всеобщим хаосом и интригами в Древней Греции стоит могущественное тайное сообщество – Культ Космоса, запустивший свои руки во все сферы древнегреческого общества.

Главный герой, ну или героиня, лаконийцы родом из суровой Спарты, по неизвестной причине и “спартанской традиции” оказываются сброшены со скалы во имя какой-то там высокой цели. На глазах у родной матери и руками собственного отца. Вынужденная сирота, несмотря ни на что, выжила и оказалась на отдаленном захолустном острове Кефалиния, где ее подобрал местный плут и пройдоха Маркос, вечно влипающий во всевозможные передряги. Выросшая (играл я за Кассандру) под опекой “успешного” бессовестного авантюриста в среде мелких делишек Кассандра стала крепкой мистией-наемницей, готовой взяться за любую работу, в особенности, если та предоставит возможность вдоволь помахать кулаками и выбить из кого-нибудь звонкие драхмы и дух.

Assassin’s Creed Odyssey сменила чрезмерно серьезный и натужный тон предыдущих частей на приключенческий и авантюрный. Главные герои получились под стать – по-хорошему беспринципные, саркастичные, наивные и легкомысленные, с вечной бравадой, что чуть ли сами боги – Гермес, Зевс, ну или Афина в конце-концов, послали их на помощь или же они сами являются полубогами олимпийцами, снизошедшими до людских проблем. Причем Кассандра понимает свое не совсем человеческое происхождение, “божественную” силу и способности, которым, кстати, есть обоснование в лице древнего артефакта – копья Леонида. Все это делает героев одними из самых приятных, харизматичных и забавных в серии Assassin’s Creed. Игра с самого начала задает достаточно легкомысленный и несерьезный тон всей Одиссеи и странствиям, в которые отправится протагонист в поисках ответов, мести, славы и любовных похождений.

А одиссея хозайке орла, посланнице богов Кассандре предстоит долгая, героическая и, что самого главное, увлекательная, наполненная атмосферой мифов и легенд Древней Греции. Мир Assassin’s Creed Odyssey стал (О, Ра, куда уж больше?!) масштабнее, чем тот, что мы получили в приключениях египетского меджая и принял уже какие-то совершенно колоссальные размеры. От Кефалинии и Лаконии, мир Odyssey распростерся до Афин, Македонии и лазурных просторов Эгейского моря. Впервые после Assassin’s Creed IV Black Flag в серии снова появились корабли и мореплавание в качестве одной из важнейших механик игры (в Истоках корабли появлялись всего в одном задании). Пусть и чуть менее глубокая, нежели в четвертой части – нет здесь ни захвата фортов, ни охоты на морских обитателей и погружений в глубоководном колоколе за сокровищами, все это осталось на карибах. Но нам по-прежнему доступен собственный корабль “Адрестия”, на котором предстоит провести немало времени в странствиях, роскошные морские баталии с десятками трирем, бирем и прочих античных кораблей, яростные абордажи и корм для акул.

Сюжетное и смысловое наполнение мира таких грандиозных масштабов — одна из важнейших задач, с которой Ubisoft Quebec справились на отлично. Куда бы ни занесла Одиссея, наших героев везде ждут интересные проработанные задания, не только основного сюжета, но и второстепенных историй. На пути Кассандре встретятся известные исторические личности, многие из которых будут сопровождать ее в странствиях. Чего стоят, порой весьма комичные, беседы глуповатой неотесанной мистии с древнегреческим философом Сократом, а ведь таких моментов и персонажей в Odyssey множество. Остается только восторгаться, насколько же талантливо у Ubisoft выходит создавать на основе исторических личностей невероятно харизматичных характерных и оригинальных персонажей.

Помимо хорошо проработанных историй, уже присутствовавших в предыдущей части, в Assassin’s Creed Odyssey появились гораздо более простенькие задания, созданные для того, чтобы разнообразить колоссальных размеров мир. Плюс таких курьерских заданий “принеси-отнеси-убей” в их разнообразии и бесконечности. Да-да, впервые в серии появилось подобие Скайримовских радиальных квестов. По всему миру рандомно генерируется огромное количество разных квестов, которые никогда не закончатся и мир попросту не будет пустовать после завершения основного и второстепенных сюжетов, как в той же Assassin’s Creed Origins.

Также, одним из нововведений, касающихся как наполнения мира игры, так и сюжета, стало развитие идеи, появившейся еще в Истоках. Подобно охоте на членов Ордена Древних из Origins, в Одиссее Кассандре (Алексиосу) необходимо убить всех членов Культа Космоса, который любыми средствами и любой ценой готов захватить власть над всей Грецией и миром. Настолько любой, что даже сами члены Культа могут быть из совершенно противоположных противоборствующих альянсов в Пелопоннесской войне. И если в Истоках охота представляла собой просто упорядоченную схему со всеми злодеями, которую необходимо было методично зачищать, то в Одиссее охота превратилась в крутую новую глубокую механику.  

Каждый из членов Культа Космоса имеет свое место в иерархии и принадлежит к одной из ветвей, ответственных за определенное направление интересов культа – то могут быть политические публичные деятели, поэты-подстрекатели, пираты, бандиты, солдаты, да кто угодно. Культисты из высших слоев могут отвечать за обогащение, добычу серебра и рабовладельчество или же просто быть агентами-осведомителями из низших слоев. Культ распростер свое влияние на всю Грецию. И самое главное, как эта механика реализована – каждый таинственный культист, а их здесь несколько десятков, имеет свою предысторию и уникальную роль в мире игры. Чтобы добраться до каждого, необходимо по крупицам собирать сведения и подсказки, и так по цепочке до самых главных культистов. Некоторые из них будут доступны только по сюжету, другие же проявят себя, если вы выполните определённые условия и, к примеру, сыграете на честолюбии. Да вы можете совершенно случайно наткнуться на культиста в открытом мире и он даже необязательно будет агрессивным по отношению к вам – не все культисты опасные воины. И вся эта система работает просто отлично, вносит в игру серьезную нелинейность и разнообразие. Несомненное достоинство Assassin’s Creed Odyssey.

Еще одной механикой, получившей развитие в Odyssey, стала система наемников/охотников за головами. Охотники за головами в Истоках были всего навсего несколькими особенно сильными противниками, которые не представляли совершенно никакого интереса. В Одиссее же механика переняла черты системы Nemesis’а из серии Middle-Earth: Shadow of Mordor/War. Теперь наемники, словно орки из Средиземья, генерируются с уникальными внешностью, способностями и имеют те же боевые возможности, что и главный герой. К тому же, в игре появилась шкала, скажем так, дурной репутации. Если вы, чувствуя свое “божественное” происхождение, устраиваете бесчинства и крадете из сундуков, а мирные NPC становятся этому свидетелями — ваша дурная репутация растет, и за вашу голову назначают награду. Ну а следом, в дело вступают опасные, до жути назойливые, охотники за головами, которые имеют все шансы доставить уйму хлопот даже такому прославленному герою, как вы. Всего же героя за раз могут преследовать до пяти неутомимых и непоколебимых наемников и, скажем прямо, адреналина игре это добавляет.

В итоге Assassin’s Creed Odyssey от Ubisoft Quebec — это, пожалуй, лучшее, что игры могут предложить в «историческом» сеттинге (конечно, если не принимать во внимание исторические варгеймы) и в таких поистине грандиозных масштабах. Для каждого Одиссея, наверняка, окажется своей, но в ней, без всякого сомнения, найдется место всему, чего можно ожидать от путешествия по земле античных богов, мифов и легенд – битвы с мифическими чудовищами, охота на легендарных животных, баталии на суше и море, политические интриги и культы, предательства и месть, семейная трагедия и даже таинственная Атлантида. И весь этот героический опен-ворлд эпос будет происходить под великолепный аутентичный саундтрек, впервые за долгое время в серии. Моя Одиссея завершилась, пусть и закончилась она достаточно трагично для хозяйки орла, но ею я полностью доволен, ведь не престало древнегреческим полубогам-олимпийцам жалеть о выборе, славе и содеянном!